Турция – удивительная страна, на территории которой сохранилось множество настоящих шедевров разных эпох – произведения искусства первобытного времени, древневосточных деспотий, Античности, Византии и Средневековья. Любая страна может позавидовать такому наследию — целые старинные каменные города с крепостными стенами и цитаделью в центре, хорошо сохранившиеся караван-сараи с керамическим украшением фасадов и бани, изумительная декоративная отделка с рельефной геометрической плетенкой и растительными узорами.

Дворцовые постройки отличались невероятной пышностью форм и отделки и в результате кропотливого труда зодчих посреди роскошного сада с изысканными фонтанами «вырастал» дворец, украшенный ковровыми керамическими композициями. Впитав художественное наследие сельджукской Малой Азии и Византии, культура Османской империи выработала свой стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. И если поначалу турецкие архитекторы стремились к простым геометрическим формам в постройке здания (Улу-Джами XIV век, Зеленая мечеть, 1423 г. в Бурсе, Нилюфер-хатун имарет и Йешиль-Джами XIV век в Изнике), вскоре после завоевания Константинополя мастера принялись разрабатывать новый стиль на основе византийского зодчества. Основная тема, которую разрабатывали зодчие – культовое сооружение с большим купольным перекрытием. Это прекрасно видно на примере мечети султана Баязида II в Стамбуле (возведена в 1506 году архитектором Хейреддин). Здесь купол уже лежит не на стенах, а на четырех мощных столбах, что придает строению особую величественность. Выдающимся турецким архитектором стал Ходжа Синан, которому приписывают постройку сотен зданий, в том числе мавзолеев, мечетей, медресе, мавзолеев, дворцов, мостов. Хотя сам архитектор особенно любил только три свои создания: мечети Шех-заде и Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополе).

Расцвет турецкой миниатюры, прославляющей султана в Османской империи, станковой живописи и декоративно-прикладного искусства приходится на XV-XVI столетия, когда в страну проникают европейские влияния. Крупнейшими художниками в те времена считаются Хайдар и Вали-джан из Тебриза. Они выработали особенный красочный стиль миниатюры, где композиция строится на четком линейном ритме. И хотя контуры фигур еще угловаты, в миниатюру уже проникли основы перспективного построения. Также в это время турки славятся умением изготавливать ковры с медальонными и звездчатыми композициями, шелковые и парчовые ткани, на которых часто изображались крупные тюльпаны, гиацинты и гвоздики (особенное восхищение у знатоков вызывают ткани с красным фоном и серебряными или золотыми узорами).

Большой прорыв в искусстве Турции наблюдается в XIX веке, когда живописцы и скульпторы впервые стали выезжать в западные страны, чтобы приобщиться к европейским культурным открытиям. Вернувшись домой, художники создают произведения, в которых удачно сочетают прогрессивные западные влияния и средневековые местные художественные принципы. В турецком искусстве был и свой импрессионизм, течение возглавил художник Лифиж, прославившийся зарисовкой патриархального быта турецких городков.

Вообще ХХ век – время активного действия художественных организаций. Так «Группа Д», организованная в 1933 году, заимствуя приемы кубизма и абстрактной живописи, в основном обратила свой взор на старинное хеттское искусство и средневековую миниатюру в поисках художественной чистоты и национальной самобытности. А в 69-70-х годах ХХ века в Турцию проникли модернистские течения, в том числе популярный в США «поп-арт», хотя в то же время успешно развивались и реалистические направления, а также старинные народные промыслы, как ковроделие.