Турецкая литература – явление уникальное, что обусловлено ее географическим положением. Будучи близкой соседкой европейских стран, Турция остается страной с исламской культурной традицией. Так что возможность получать передовые импульсы мировой литературы позволяет ей значительно опережать страны Ближнего и Среднего Востока. Литературный опыт здесь накапливался постепенно, а история литературы восходит к XV столетию. Тогда в Османской империи были созданы первые образцы староанатолийской литературы на турецком языке.

Главное место занимала поэзия, романтические романы в стихах «месневи». Придворные поэты трудились над усложнением стиля и изощрялись в сложнейших эпитетах и сравнениях. Известные имена тех времен — Хамди Челеби, Ахмет-паша, Неджати, Месихи и Махмуд Абдул Бакы. Несмотря на общепринятое мнение, что турецкая женщина должна заниматься исключительно домашним очагом, уже в XV- XVI в устах поклонников поэзии зазвучало имя Михри Хатун, судейской дочери, которая писала стихи в рамках суфийской традиции.

Сатирические и поучительные произведения появляются в XVII веке, когда появилась удивительная поэма Аллаэддина Сабита «Вознесение», где полет пророка Мухаммеда в семь небесных сфер описан иронично и в юмористических тонах. Хотя вкрывать пороки высшего общества в те времена было небезопасно для автора. Так одного из акул пера, Омера Нефи, казнил визирь, обиженный острыми замечаниями сатирика.

После некоторого застоя в XIX веке турецкая литература переживает стремительный переход к романам нового времени и меняет свою форму, органично соединяя европейские и турецкие культурные традиции. Появляются новые жанры – новелла, исторический, социальный и приключенческий романы. Характерные черты литературы этого периода – протест против насилия и угнетения личности, что отвечало прогрессивным западным тенденциями. Первое драматическое произведение в турецкой литературе, «Женитьба поэта» Ибрахима Шинаси было создано в 1860 году под влиянием произведений Мольера, вот только героев автор взял из обычной турецкой реальности. Широко известны были работы Ахмета Мидхата, который приблизил литературный турецкий язык к народному. В своих романах «Рабство», «Брак», «Эфлатун-бей», «Доброволец» писатель пропагандирует тему ненасильственных браков и критикует слепое преклонение перед Западными ценностями.

Отцом турецкого критического реализма считается Хюсейн Рахми Гюрпынар, автор более трех дюжин романов и пьес, в том числе наиболее известных «Зеркало, или Шик», «Гувернантка», «Прихоть судьбы». В своих романах автор беспощадно критиковал пороки современного ему общества, жадность чиновников, конфликты отцов и детей. Реалистические тенденции продолжают свое развитие в XX веке, когда писателей неудержимо тянет в провинцию, чтобы описать повседневную жизнь простых крестьян. Особо отличились в этом жанре Ака Гюндюз, Рефик Халид Карай, Хюсейн Рахми Гюрпынар и Омер Сейфеддин, в чьих романах содержательное описание рабочих будней органично соединяется с националистической идеей. События последовавшие за Первой мировой войной и оккупацией Турции иностранцами повлияли также на литературу, в которой зазвучала идея национально-освободительного сопротивления (роман «Содом и Гоморра» Якуба Кадри, пьеса «Голубая молния» Ака Гюндюза).

К литераторам, описывавшим зверства иноземцев и злоключения турецких подданных, присоединился и прославившийся романом «Королек – птичка певчая» драматург Решад Нури Гюнтекин с романом «Зеленая ночь» и пьесой «Трагедия одной ночи». Националистические настроения в среде писателей активизируются перед Второй мировой войной, когда литераторы призывают общество встать на борьбу с фашизмом (роман «Дьявол внутри нас» Сабахаттин Али). А послевоенные годы характерны появлением нового романтического героя – образованный человек отправившийся в провинцию, чтобы помочь простым рабочим людям в их борьбе с помещиками («Записки сельского учителя» Махмуда Макала, «Тощий Мамед и Жестянка» Яшара Кемаля , «Темный мир» Орхана Ханчерлиоглу). Развивается и «литература отчаяния», схожая с западным направлением о потерянном поколении (роман «Наедине с самим собой» Ведата Туркали). Новый подъем турецкой литературы прослеживается в 1970-90-х годах, когда в романах торжествуют герои, решившиеся взять на себя ответственность за судьбу страны и решение наболевших социальных, экономических и политических проблем.

Общепризнанным классиком турецкой литературы считается романист Орхан Памук, чьи романы переведены более чем на 12 мировых языков. Его размышлениям о Западной и Восточной традиции и их взаимоотношениям, описанию современной яркой жизни Стамбула посвящены романы «Мистер Кевдет и его сыновья», «Черная книга», «Снег», «Стамбульский роман».